Сб, 23.11.2024, 20:09

Дети и Родители

Размышления о семье

Мир ребёнка начинается с семьи.
В стенах своего родного дома он проходит первую жизненную школу. В рабочей тетради учащихся X класса по предмету «Человек. Общество. Государство» читаем: «Семья - это основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных между собой общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью». Дети счастливы только в счастливой семье. В ней может не быть достатка, она может ютиться в тесном доме, но если в ней живут любовь и согласие, ребёнок развивается нормально - он счастлив.
Семья! Именно она наполняет всю нашу жизнь теплом, даёт веру, надежду и опору в трудные минуты. Быть родителями нелегко, это вечный труд, наполненный как радостями, так и огорчениями, это труд самоотдачи, самопознания, самопроявления. Но есть ли более великое предназначение, чем вырастить хороших детей, продолжить в них свою жизнь?

Семейный уклад и семейные традиции с давних времён считались неприкосновенными, передавались из поколения в поколение, чтобы не прерывалась цепочка жизни, чтобы дети, рождавшиеся в семье, знали свои корни. Но как сложится жизнь ребёнка, не знает никто. А между тем его судьба, личностные качества, которые дадут ему возможность в дальнейшем взаимодействовать с окружающим миром, закладываются уже в младенчестве и, проявляясь в дальнейшей жизни, помогут создать полноценную семью. Эти не материальные качества не развиваются спонтанно, а формируются в условиях выраженной родительской любви, когда семья созидает у ребёнка потребность быть признанным,, способность сопереживать и радоваться другим людям, стремление научиться многому, в том числе стать ответственным за себя и других.

Здоровье семьи - основа социального здоровья общества. Но, к сожалению, далеко не все дети растут и воспитываются в атмосфере любви и тепла, в здоровой семье.
Состояние семейных взаимоотношений в обществе на сегодняшний день во многом не стабильное, а важнейшим показателем этого является увеличение из года в год числа «неполных семей», что заставляет задуматься о «здоровье» общества.

Неполные семьи существовали на всех этапах развития человечества. Среди наиболее известных причин появления неполных семей была смерть одного из родителей. Это всегда вызывало сочувствие. Расторжение же брака или рождение внебрачного ребёнка практически всегда осуждались общественным мнением. Но с течением времени мы стали относиться к неполным семьям более терпимо, как к неотъемлемой части современной жизни, так как эта проблема затронула многих. Более того, современность добавила новые, если так можно выразиться, виды неполных семей. Например, институт «гражданского брака», при котором супруги фактически не связаны формальными отношениями. Если зачастую «муж» не был зарегистрирован отцом ребёнка, то юридически такие семьи относят к числу неполных. Или более «экзотический» вид неполной семьи, когда пары одного пола, в основном женщины, воспитывают своих приёмных детей.

Соответственно, обозначения неполных семей стали другими. Среди них наиболее распространены следующие: «материнская семья», «семья, возглавляемая женщиной», «семья одинокой матери», «особая», «нетипичная», «дисфункциональная» семья. Таким образом, можно отметить, что к неполным семьям всегда относились неоднозначно, и единого мнения по данной проблеме ещё не выработано.

Увеличивается количество неполных семей, увеличивается количество разводов... Например, в школах обучаются учащиеся из 13 100 семей, из них 2917 неполных семей, это составляет 23 % от всего количества семей. Мы видим, что почти часть всех школьников - из неполных семей. Многие - из семей, находящихся в разводе. И многим, почти всем, детям из этих семей недостаёт отцовского внимания.

Анализ литературы свидетельствует о деструктивном влиянии неполной семьи на личностный рост ребёнка: у детей могут развиваться такие негативные отклонения, как психическая депривация, нарушение социальной адаптации, эмоционального самочувствия, самооценки и отношения к окружающим людям. У мальчиков может не сложиться представление о своих гетеросексуальных влечениях. У девочек собственная половая идентификация может получить искажённое представление об отношениях между мужчинами и женщинами. Возникают различного рода зависимости или «со-зависимости», препятствующие нормальному развитию личности. Специалисты по суицидальному поведению указывают, что значимым фактором, приводящим к самоубийствам, является воспитание в неполной семье. Детям, воспитывающимся в неполных семьях, также трудно в будущем создать свою полноценную семью.
Специалисты по суицидальному поведению указывают, что значимым фактором, приводящим к самоубийствам, является воспитание в неполной семье. Детям, воспитывающимся в неполных семьях, также трудно в будущем создать свою полноценную семью.

Медленно, но неустанно идёт процесс переосмысления роли семьи в жизни каждого человека, общества в целом. Мы видим, что альтернативы семье нет. Люди не придумали ничего более совершенного и надёжного, чем мир близких, мир семьи. Наша общая задача - способствовать повышению авторитета семьи как самого главного института воспитания личности, создать необходимые условия для развития его в данном качестве. Окончив занятия, работу, побывав в отпуске, пролечившись в больнице, мы всегда возвращаемся домой, в свою семью: большую или нет, счастливую и не; очень - не столь важно, главное в свою. Она даёт нам ощущение стабильности и защищённости, внимания и тепла, любви и заботы. Здесь мы снимаем маски, отыграв одни роли, начинаем другие.

Во все времена общество ожидало от семьи выполнения своих непосредственных функций, основными из которых были и остаются - репродуктивная и воспитательная.
Ребёнок не рождается хорошим или плохим. Так же не рождаемся и мы хорошими или плохими родителями. Родителями становятся. И какими мы будем - зависит от нас самих, от того, сможем ли мы развиться рядом с детьми, ведь ребёнок, находящийся в постоянном изменении, ведёт нас за собой. Действительно, воспитать личность социально адаптированную к изменяющимся условиям современной жизни, возможно только в полноценной семье, так как именно отношения родителей в отношении друг друга и с нашим обществом закладывают фундамент её развития. Прежде всего, в ней задаётся модель межполовых взаимоотношений и проигрываются мужские и женские социальные роли. Изменение состава семьи, связанное со смертью одного из родителей, предразводной ситуацией и разводом, служит признаком её «дисфункциональное».

Есть немало вещей, которым ребёнок может научиться только у мужчины. Для мальчика важно его сходство с папой, он копирует мужской образец поведения, девочка получает самые первые навыки общения с противоположным полом, формирует свой идеал. Специалисты по семейному воспитанию всё более единодушно приходят к мнению, что попытки единственного родителя неполной семьи совмещать обе родительские функции, заполнить собой «функциональные пустоты» семьи чаще всего не дают нужного результата.

Но в панику впадать не стоит. Речь идёт не столько об отце, сколько о мужском влиянии в принципе. И роль эту на себя может взять дедушка, дядя, друг семьи. В конце концов, можно подыскать спортивную секцию, которой руководит мужчина. Просто необходима систематическая помощь со стороны родственников и общественности.

О разводах пишется много, а вот о детях в распавшихся семьях - значительно реже. Какой бы ни была внешняя сторона развода, она оборачивается для ребёнка острой необходимостью сделать выбор, осуществить предпочтение. Ребёнок не виноват, что у родителей не сложилась жизнь. Он скорее жертва, и родители должны помочь ему стать полноценной личностью, сохранив ради этого, даже будучи в разводе, уважение и терпимость друг к другу. Взрослым трудно, но они обладают механизмом адаптации к новым обстоятельствам, способны управлять своим поведением, они независимы и самостоятельны. У ребёнка ничего этого нет.

Своеобразие функций отца в воспитании часто выявлялось при обследовании семей с различными типами отношений между супругами. Выяснилось, что в тех случаях, когда мать является главой семьи, мускулатура сыновей в возрасте до трёх лет была очень слабо выражена. Это значит, что пассивные отцы мало влияют на формирование собственно мужских черт у своих сыновей. Специально отметим, что важными являются именно нерешительность и пассивность отцов, а не их участие в традиционно женской работе по дому (стирка, уборка).

Часто психологи обследуют и так называемые неполные семьи, в которых отец длительное время отсутствовал либо в связи с разводом, либо по каким-то иным причинам. Оказалось, что мальчики, выросшие в таких семьях, бывают порой излишне агрессивны, им свойственно проявлять враждебность по отношению к окружающим, вести себя импульсивно. Вместе с тем они не обращают внимания на последствия такого поведения. Этому факту, подтвердившемуся в многочисленных психологических исследованиях, даются разные объяснения. Некоторые учёные считают, что отец является для сыновей примером того, как следует сдерживать и контролировать себя. Другие полагают, что отцы во многом влияют на моральное воспитание детей, формирование у них понятий о добре и зле.

Помните, ведь именно к отцу пришёл крошка-сын, чтобы выяснить «что такое хорошо и что такое плохо». Вместе с такими общими представлениями формируются и более конкретные, например, что дозволено и что запрещено. Нельзя, конечно забывать, что подобные вещи ещё связаны во многом с возрастом. Но в любом случае от желания самого отца зависит, станет ли он настоящей опорой для ребёнка, сможет ли оказать реальную помощь матери в его воспитании.
Влияние на психику ребенка оказывает не само наличие или отсутствие отца, а отношение между родителями и отношении родителей к нему самому. Вот почему сохранение нормальных отношений между родителями очень важно для успешного осуществления своих воспитательных функций.
Важно, даже необходимо, чтобы после развода дети могли общаться с обоими родителями, чтобы отцы уходя из семей не забывали своих детей, и особенно папы - сыновей, общались с ними.

В последнее время все уделяют огромное внимание отношениям ребёнка и матери, сплошь и рядом забывают о существовании отца, а они привыкают к этому и принимают как должное: легко уходят из семьи, спокойно расстаются с детьми... и даже просто забывают о них. Чаще всего дети остаются с матерью, а отцовство проявляется только в выплате алиментов. Видимо, несовершенно законодательство, если отцовство связывается лишь с осуществлением материальных обязанностей. Недоверие к мужчине-воспитателю проявляется не только на уровне семьи, но и на уровне государства, о чём свидетельствует превалирование женщин-педагогов, женщин-воспитателей, женщин-руководителей спортивных секций и т.д.

Но ведь наука давно доказала, что заботливые мужчины воспитываются в культурах, где важную роль играет отец, а у народов, где сыновья растут в условиях преобладающего женского воздействия, мужчины более агрессивны. Наверное, пришло время пересмотреть отношение к значимости отца в семейном воспитании. Пусть встряхнутся отцы, пусть они поймут, что их главная миссия на Земле - быть настоящими мужчинами, отцами, а не только «добытчиками материальных средств». Оставаться отцом и после развода - это не только добросовестная выплата алиментов. Но от себя хотел бы добавить не стоит забывать о профилактической работе в семье поскольку для ребенка это важно.